Покаяние и исповедь

Исповедь (Таинство покаяния) — таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога. 

Принимает исповедь священник или архиерей. Чинопоследование исповеди: начало обычное, 50 псалом, тропари, иерейские молитвы и обращение к кающемуся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… «, собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест.

Исповедь принято совершать после вечернего богослужения или утром, непосредственно перед литургией, поскольку миряне к причащению допускаются после исповеди.

 Покаяние, по определению Православного Катихизиса, есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.

Поясним сущность таинства. Грех — это грязь, — так вот, исповедь есть баня, омывающая душу от этой грязи духовной. Грех есть яд для души, — так вот, исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Баню принимать посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие учреждения. В данном случае таким богоустановленным учреждением является Святая Церковь.

Спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения — разве этого недостаточно?» Но если, к примеру, человек упал в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь в грязи, — разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия, источник, откуда изливается вода, — Церковь Христова, процесс омовения — Таинство Исповеди.

Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь — это больница, а исповедь — лечение болезни. Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров — Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии — как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).

Итак, чтобы получить прощение своих грехов, нам нужно в них покаяться — исповедаться. Чтобы очиститься от скверны греха, нам нужно прибегнуть к очистительному таинству, нужно принять этот дар Божий — Таинство Исповеди. При этом мы должны от всего сердца верить в Бога, понуждать себя к исполнению Его заповедей, сокрушаться о своих грехах, каяться в них — и тогда можно надеяться на милосердие Божие… «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

Как же происходит Таинство Исповеди, как к нему готовиться и как приступать?

Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви — Святого Причастия, исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя — православного священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние. То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.

Приготовиться к исповеди — это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, свою душу, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти, чтобы не упустить чего-либо во время совершения Таинства), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Как правило, за период после последней исповеди. Но можно исповедать и прошлые грехи — или ранее по забывчивости или ложному стыду не исповеданные, или исповеданные без должного раскаяния, механически. При этом нужно знать, что искренне исповеданный грех всегда и необратимо прощается Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется), в этой непреложности — смысл Таинства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, — нет, он остается в памяти для смирения и охранения от будущих падений; он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, — уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.

Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).

Как правило, священник исповедует перед аналоем (Аналой — столик для церковных книг или икон с наклонной верхней поверхностью.) в боковых крыльях помещения церкви — приделах, или на солее (Солея — приподнятая часть пола церкви перед иконостасом; центральная часть солеи, перед Царскими вратами, называется «амвон» (мирянам на него восходить не должно), боковые части солеи переходят в «клиросы»- правый и левый — места для церковного хора), или ближе ко входу в церковь (в притворе). Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь — подходят к исповеди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются). Обычно священник покрывает главу кающегося епитрахилью (Епитрахиль — деталь облачения священника — вертикальная полоса ткани на груди.), молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом. Здесь кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к сквернословию и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и т. п., и т. п.

Разобраться в своих грехах вам помогут брошюры о подготовке к исповеди, которые продаются практически в любой церковной лавке.

Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву.

Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако «разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства.

Итак — исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен. Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение.

Взять благословение — это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: «Батюшка, благословите». Священник крестит человека знаком иерейского (священнического) благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника — не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа.

Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите ли, батюшка, причаститься?» — и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *