История храма

Фрагмент карты 1902г. со ст.Ясенской

Фрагмент карты 1902г. со ст.Ясенской

14 июня  1872 года   Военный Совет Кавказкой армии разрешил возводить  на Кубани 2 новые станицы, одна из них на месте бывшего татарского поселения Татарские Ады  под названием «Ясенская».[1] В 1863-1864 годах татарское население переселилось в Турцию, а сюда пришли казаки из малоземельных станиц Кубани.

Место положение станицы выбрано было удачно. Она  расположена в юго-восточной части  Ейского полуострова на Кубано-Приазовской низменности вблизи от маловодной, местами пересыхающей речки Ясени, в 38 км от города Ейска.

Заселение станицы добровольными переселенцами началось с весны 1873 года и окончилось  осенью 1873 года с численностью населения 1316 человек на  227 дворов.

Невдалеке от станицы Бейсугской лиман соединяется с морем узким проливом (Ясенское гирло). Здесь у так называемой Переправы, море настолько глубоко, что позволяет приставать к берегу даже большим морским баржам. Этим обстоятельством умело воспользовались некоторые предприниматели — греки Креэзи и Архангелов, и поставили на Переправе, на безлюдном морском берегу, амбары для хлебных ссыпок. Дело пошло быстро в гору. В летнее время здесь занимались нагрузкой хлеба на баржи, до 3-4 тысяч рабочих. Зимой, с закрытием навигации, работы прекращались, и местечко совершенно пустело. Первыми постоянными жителями были Моргун, Скобара, Коцеба.

Однако после проведения железной дороги к Ейску коммерческое значение этого пункта утрачено. Теперь на месте амбаров расположен небольшой поселок Ясенская переправа.

Православные казаки, заселившие станицу, организовали молитвенный дом. А 21 июля 1878 года разрешено построить в станице Ясенской деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.[2]

В 1884 году на деньги, собранные приходом построена из дерева на кирпичном фундаменте 4-х главая вместительная церковь. Освящена в 1885 году во имя Казанской иконы Божией Матери. Причт: 1 священник и 1 псаломщик. За ними было закреплено 105 десятин земли.

Первым священником стал отец Петр Кондратов, переведенный сюда из Никольской церкви станицы Новощербиновской.[3] 14 мая 1887 года о. Пётр награжден набедренником[4].

С 1884 года псаломщиком при храме служил Иван Андриевский, а церковным старостой на несколько трехлетий подряд избирался казак Карп Бойко.

17 декабря 1886 года разрешено употребить старый молитвенный дом на станичное училище с обязанностью взноса обществом стоимости дома и обращения полученной суммы за дом в неприкосновенный капитал впредь до открытия церковно-приходской школы.

Школа была открыта в январе 1887 года и помещалась с 15 учениками в тесной церковной сторожке. Учительствовал в ней с открытия при помощи вольнонаемных лиц псаломщик Андриевский с образованием из среднего отделения духовного училища и без всякой подготовки к учительству. Содержалась школа на средства, изыскиваемые духовенством, при пособии от общества.

В 1894 году заведующим школой был следующий священник Свято-Казанского храма – Порфирий Кумпан. Учителем оставался псаломщик Иван Андриевский.

Внутренняя обстановка школы была проста, но достаточна и удовлетворительна. Она состояла из ученических парт, классной доски, шкафов для библиотеки и учительского стола. Планировалось строительство школьного кирпичного здания к 1985-6 году.[5]

Жители станицы жертвовали на содержание школы деньги, книги и все необходимое. Так, например, в 1900 году Ейское отделение Епархиального Училищного Совета выражало благодарность купцу Георгию Николаевичу Криэзи и хорунжему Артемию Мотлашу за пожертвования на нужды церковно-приходской школы станицы Ясенской[6].

В 1907 году причт Свято-Казанского храма состоял уже из 2 священников, 1 диакона и 2 псаломщиков. Земля – 105 десятин, распределялась паями, а второму священнику полагалось дополнительно 38 десятин земли.[7]

Для церковно-приходской школы было построено кирпичное здание с квартирой для учителя.

16 марта 1907г. настоятелем храма по благословению Преосвященнейшего Агафадора, архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, согласно прошению, назначен о.Димитрий Гливенко[8]. Отец Димитрий жил со своей семьей — женой и двумя детьми на квартире, т.к. собственной недвижимости не имел.

Причт церкви в честь Казанской иконы Божией Матери состоял из настоятеля, о.Димитрия Гливенко, штатного священника о.Василия Туткевича, диакона о.Николая Пелих, псаломщика Ивана Павловича Андриевского и второго псаломщика Андрея Николаевича Критского.

Священник Димитрий Гливенко. Москва.Тюрьма НКВД. 1938 год (fond.ru)

Священник Димитрий Гливенко. Москва.Тюрьма НКВД. 1938 год (fond.ru)

Отец Димитрий состоял заведующим и законоучителем при церковно-приходской школе. Также состоял законоучителем в мужском училище МНП с 1909г.

18 марта 1909 года отец Дмитрий награжден правом ношения набедренника архиепископом Ставропольским и Екатеринодарским Агафодором.

Продолжал духовное образование в Духовной Академии, но закончить ее ему не удалось. Экстерном учился на философском факультете Дерптского университета, совмещая учебу со священническим служением.

В 1911г. о.Димитрий переменил место службы на город Кисловодск Терской области.

22 марта 1938г., в день памяти Сорока мучеников Севастийских  о.Димитрий Гливенко был расстрелян на Бутовском полигоне.

Священномученик священник Димитрий Гливенко канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. для общецерковного почитания.

21 августа 1911 года о. Николай Кандауров[9] рукоположен во священника к Казанской церкви станицы Ясенской и назначен законоучителем в Ясенское мужское училище. А в 1919 году отец Николай был переведен на новое место служения настоятелем храма в станице Воздвиженской.

Священник Николай Кандауров. Москва. Тюрьма. 1938 год

Священник Николай Кандауров. Москва. Тюрьма. 1938 год

Протоиерей Николай Кандауров был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 

Священномученик протоиерей Николай Кандауров канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

В начале апреля 1922 года началась кампания по изъятию церковных ценностей на Кубани[10]. В ходе этой кампании были разграблены и разрушены многие храмы.

К концу 1930-х годов большинство из оставшихся в живых священнослужителей находились в тюрьмах, лагерях и ссылке. Церковная организация была разгромлена. По всей России сохранилось не более 100 (по другим источникам несколько сотен) собор-ных и приходских храмов. Не осталось ни одного монастыря, казалось, что и дни России уже сочтены.

В полной мере испытала на себе иго богоборчества и православная Кубань[11]. Нелегкая доля выпала духовенству приходов и тем из прихожан, которые не приняли безбожия в свои сердца и остались среди верных церкви и Родине. Их расстреливали по приговору Кубчерчека, рубили шашками, бросали в тюрьмы и лагеря…

По словам жителей станицы, Свято-Казанский храм был разрушен и разграблен в начале 1934 года. На его месте остался лишь купол с крестом. Позднее его перенесли на станичное кладбище, где он разрушился.

Перед началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. казалось, что Русская Православная Церковь доживает последние дни. Однако несмотря на антирелигиозный террор более половины населения страны признавало себя православными верующими.

протоиерей Лев Нестерович Сидоренко

протоиерей Лев Нестерович Сидоренко

 В 1943г. церковь в ст.Ясенской была открыта. Прихожанам выделили помещение, которое своими силами приводили в порядок, украшали, благоустраивали.  С августа 1943 по 14 октября 1959 года настоятелем был назначен протоирей о.Лев (Сидоренко). Жители станицы вспоминают о нем с большим почтением. Вспоминают, что о.Лев приехал в станицу и устроился садовником, не открывая первое время своего сана, опасаясь гонений.

После войны власти пытались запретить о.Льву служение,  но прихожане храма отстояли: «не отдадим нашего батюшку!».

В 1959 году священником был назначен иеромонах Евгений, прослуживший в станице до 62 года.

30 лет в станице не проходили богослужения, и жители оставались без духовного окормления. Только после «перестройки» разрешили восстановить часовню на месте разрушенного храма. Но реализовать это намерение не удалось. Однако, прихожанам вернули дом священника, в котором и  обустроена церковь теперь.
Священником был назначен молодой священник о.Андрей. Затем о. Владислав. На долю его служения выпал страшный удар как для священника, так и для прихожан — церковь, обустроенная таким трудом, сгорела. Восстанавливали ее всем миром.
В 1998 году священником к Свято-Казанской церкви был назначен о. Николай (Ткач), прослуживший в станице до 14 октября 2012 года.
С 15 октября 2012 года Настоятелем Свято-Казанского храма назначен о. Александр (Зубков).

[1] Рапорт генерал – лейтенанта Цакни ГАКК. Ф.252, оп.2, д.2283. О поселении ст.Ясенской и Копанской в Ейском уезде ККВ. 1871-73гг. 48л ОЦ
[3] Колокол Православия 29.10.2008
[7] БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века

2 комментария на “История храма

  1. Владимир Сидоренко

    http://www.stihi.ru/2011/06/26/5280
    Приход был обширен от Красного Знамени до 18-го Партсъезда и с Переправы до 2-го отделения зерносовхоза.Тяжело ему было с больным сердцем совершать неотложные требы (соборование, отпевания) в осенне-зимнюю распутицу. Светлая память ему.

  2. Владимир Сидоренко

    https://cloud.mail.ru/public/2s9r/46r6rZ3GZ

    Казацкая слава станицы Ясенской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *