Мой дедушка, Сидоренко Лев Нестерович, каким я его помню.
Мой дедушка, с 1942 по 1959 год настоятель Свято Казанской церкви станицы Ясенской, родился 5-го марта 1887 года в селе Шамраевка, Бело Церковского уезда Киевской губернии.
После окончания в 1906 году Киевской церковно-учительской школы до 1913 года учительствовал в церковно-приходских школах.
В 1908 году бракосочетался с дочерью священника Креминьской Александрой Ивановной и в 1910 году у них родилась дочь Евгения, а в 1912 сын Николай, мой будущий отец.
В 1916 году дедушка окончил Житомирское духовное училище и тогда же был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Свято Воскресенской церкви села Синицы Белоцерковского уезда. А с 1922 года по 1931г служил настоятелем Свято Спиридоньевской церкви в родном селе Шамраевка.
В 1932 году по личной просьбе уволен за штат. В этом же году был репрессирован с конфискацией имущества и со всей семьёй сослан в Сибирь, где пробыл до 1937года.
С 1939 года он вместе с моей бабушкой переехали жить в станицу Ясенскую. Дочь вышла замуж и осталась в Новосибирской области, а сын, окончив бухгалтерские курсы, был направлен в посёлок Аксай, Сталинградской области, где и женился, а в 1937 году там же родился и я.
В станице дедушка работал садоводом в колхозе им. Молотова. Своего жилья не было и им приходилось снимать комнаты, жили бедно.
В станице его застала война, а с 1942 года и оккупация. О том, что он бывший священник, дедушка в станице не объявлял. Но конечно соответствующие компетентные органы хорошо об этом знали. В начале войны отношение советской власти к церкви резко изменилось.
Ради победы её вновь надо было признать и поставить на службу. Поэтому, как и в других местах, перед уходом наших войск Льву Нестеровичу было предложено, в случае если в станице захотят открыть церковь и ему предложат стать её настоятелем, то соглашаться. Так оно и произошло и молитвенный дом был открыт в июне 1942 года. Как потом он писал в анкетах «по просьбе прихожан и настоянию старосты» он и стал его настоятелем. Под церковь был выделен бывший склад колхоза им. Кирова на углу улиц Ленина и Некрасова. Строение постройки 1877 года из самана , под соломенной крышей, доставившее ему впоследствии немало хлопот по поддержанию его если и не в желаемом, то хотя бы в безопасном
для прихожан состоянии. Всё внутреннее обустройство церкви было выполнено достаточно быстро. Сооружён алтарь, расписан иконостас, прихожане принесли иконы, облачения вернули из реквизитов клуба, куда они попали после разрушения станичного храма. Вобщем осенью 1943 года, когда я появился в станице, церковь изнутри и снаружи выглядела так как на этих снимках и, впоследствии, существенно не менялась.
До 1947 года у нас не было своего жилья., и только в этом году дедушке выделили участок рядом с церковью, по улице Некрасова, 15. На нём дедушка построил небольшой дом из самана под черепичной крышей. В нём после кончины дедушки поселилась его невестка, моя мама с семьёй от второго брака. В нём выросли,закончили школу я и мой брат, а также трое детей от второго брака мамы.
Я хорошо помню дедушкины службы послевоенных лет, поскольку мы с Лёней Журбой прислуживали ему на воскресных богослужениях. Он прекрасно вёл службу, у него был красивый голос, а его проникновенными проповедями заслушивались все прихожане.
Помню обряд на праздник Крещения Господня. Во дворе церкви был колодец, в нём отец Лев и святил воду, опуская на верёвке крест. В этот момент стреляли из ружей и выпускали голубей. Вспоминаю скромные престольные праздники послевоенных лет. Обычно после богослужения
Во дворе церкви в большом котле на костре варили лапшу с курятиной и компот на дессерт для церковного клира да десятка станичных нищих. Никакого крестного хода не разрешалось. В церкви был хороший хор, поначалу был и псаломщик. На моей памяти их сменилось два, но позже эту должность упразднили. Дедушка хорошо знал нотную грамоту, у него было много сборников церковных песнопений в доме была физгармония (похожа на пианино только со звуком аккордеона). У меня сохранились в памяти Пасхальные и Рождественские песнопения этого хора.С приходом к власти Хрущёва отношение власти в целом по стране изменилось. Резко возросла антирелигиозная пропаганда и взят курс на ликвидацию церквей. Старшее поколение прихожан сокращалось, а за счёт молодёжи не пополнялось. Доходы церкви существенно сократились. Но дедушка продолжал неустанно бороться за сохранение церкви. Я упоминал, что церковное строение было ветхим, особенно камышовая кровля. Он пытался добиться у краевого уполномоченного по делам церкви разрешения на замену всей кровли, но так его и не получил. Но Господь миловал и кровля выстояла вплоть до разрушения церкви.
В последние два года жизни дедушка серьёзно болел, у него была стенокардия и он скончался от сердечного приступа 17-го октября 1959 года. Пережил он свою матушку на восемь лет, она скончалась в 1951 году.
Драматично сложилась судьба его сына, моего отца. В конце 1942 года он попал в плен по Харьковом. После окончания войны он был в Западной зоне занятой союзниками и как перемещённое лицо попал в Англию. Позже там он стал видным деятелем Украинской православной церкви за
рубежом и одним из руководителей украинской диаспоры в Англии. Скончался он в 2004 году.
Я очень признателен и благодарен прихожанам, клиру и лично настоятелю Свято Казанской Церкви за память о Льве Нестеровиче, поминания его души и заботах о прахе. Светлая ему память и Царство Небесное!
Я рад, что сегодняшняя церковь продолжает лучшие традиции прежней и желаю вам успеха в ваших праведных Богоугодных делах. Да поможет вам Господь!
16.12.2015г. В. Сидоренко